Родителям на заметку консультация логопеда для детей 5-7 лет

Можно ли ребёнка в 2-3 года научить читать? Этот вопрос приходится слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: « А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми?». « Но он сам выучил буквы. Значит, у него есть потребность в этом», - могут возразить родители. Да, информационный бум- примета нашего времени, и малыш ощущает это на себе.

Некоторые родители полагают, что если ребёнка научить читать в 1,5-2 года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ещё несколько лет назад трудно было дискутировать по данному вопросу. Помогли исследования, направленные на изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста. В частности, ученых интересовали психологические особенности самого процесса усвоения ребёнком букв и элементов грамоты. Что малыш приобретает и что, возможно, теряет, учась читать и писать в столь нежном возрасте?

В процессе работы стало ясно, что ребёнок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры»-буквы, изображенные на кубиках, лото или  игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый назовёт буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о»- кружок, бараночка; «у»- трубочка, дудочка и т.д.

Со временем дети сами начинают «находить» букв предметах. Первые две- три буквы малыш запоминает, прилагая определённые усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка,- петушок, собачка, кошка. С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребёнком движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву- предмет, а не на графическое изображение звука родного языка, элемент печатного слова.

Воспринимая букву как предмет, малыш запоминает ее название так же, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.

И всё же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малютку зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.

В комнате можно повесить(на уровне глаз ребёнка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и назвать буквы- и только. Не надо требовать от малыша того, что несвойственно его возрасту.
Запоминание алфавита и чтение- разные действия. Чтение- это не просто название букв, а умение составлять из них слова, что требует серьёзного синтеза. У ребёнка первых трёх лет жизни преобладает наглядно- действенное мышление( сенсомоторный интеллект). Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) только развиваются и осуществляются в наглядно- действенном плане, т.е. в процессе практических действий с пирамидками, матрёшками, колечками, которые ребёнок раскладывает, разъединяет и собирает; сравнивает, прикладывая одну часть к другой и т.п.

Развитие интеллектуальной деятельности ребёнка нельзя свести к запоминанию 33 букв алфавита и 10 цифровых знаков. Кстати, цифры малыш запоминает так же, как буквы, опредмечивая их: 1- это палочка, 2- это уточка, 3- веревочка, 4- перевернутый стульчик, 5-ложка-поварёшка, 6- замочек, 7- топорик, 8- булочка(«плетёночка»),9- воздушный шарик.
Ну, а когда же можно начинать учить читать? В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, однако с буквами(их начертанием) можно знакомить в 2-3 года. Повторим ещё раз: знакомство с начертанием букв и их запоминание проходят у малыша на уровне предметной деятельности, т.е. он опредмечивает буквы. Это полезно.

Из исследований очевидно: рассматривая буквы на кубиках, табличках, малыш развивает сенсорную сферу. Глаз ребёнка «учится» анализировать сложную форму(абрис, очертание); развиваются перцептивные(обследующие), ориентировочные действия глаза. Учёные установили, что в момент рассматривания глаз «ощупывает» предмет примерно так же, как рука знакомится с формой, осязая поверхность. Вот почему детей так увлекает рассматривание букв! Малыши, которых рано познакомили с элементами знаковой культуры общества(буквы, цифры, ноты, геометрические формы, чертежи и т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры (например, «домик петушка», «качели для зайчат» и т.п.), подбирают идентичные части разрезных( по вертикали) картинок и кубиков, т.е. лучше выполняют задания, в которых требуется более тонкий зрительный анализ.

Но прежде чем посоветовать, как учить ребёнка читать, хотелось бы предостеречь от того, чего делать ни в коем случае не следует.

Нельзя!

  • Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша.
  • Заниматься с ребёнком без желания с его стороны.
  • Беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названия буквы, а не на звуке( например, показывая букву «м», произносить не звук «м-м-м», а «эм»).
  • При знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.п.) разрывать его по вопросам типа: « "М" и "а"-что будет?». (Ребенок  никогда не догадается, что вы ждёте от него ответа: «Ма».

С чего же следует начинать приобщение малыша к грамоте?

Вырежьте из плотного картона все буквы алфавита высотой 10 см. Они должны быть прочными, чтобы малыш мог легко взять их в руки. Дайте ему сначала гласные: «а», «о», «у», «и». Произносите их протяжно, почти пропевая.

Аналогично читайте звукосочетание «ау». Плавно переводите линейку, озвучивая появляющиеся буквы: «а-а-а-а-у-у-у-у». И тут же дайте дополнительную информацию: девочка(мальчик) играет с мамой в прятки или гуляет в лесу. Вот так, в игровой форме, до ребёнка нужно донести мысль, что с помощью букв передаётся какая- то информация.

Освоение согласных начинается постепенно. Вначале «м», «п», «б», затем «т», «д», «в», «г». Дайте ребёнку в руки букву и произносите звук, который она обозначает (и только!).
Это начало освоения грамоты. Для малыша 3 лет более чем достаточно.

Категория
Работа с родителями
Советы логопеда