В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи.
Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью.
И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.
Как НАДО вести себя родителям
- Станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях
- Расширяйте права и обязанности малыша
- Дайте ему самостоятельность (в пределах разумного), чтобы он насладился ею
- Помните, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости
- Сбалансируйте поощрение и наказание, ласку и строгость
Как НЕ НАДО вести себя родителям
- Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности
- Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет»
- Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.
СИМПТОМЫ КРИЗИСА:
НЕГАТИВИЗМ-Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.
При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.
УПРЯМСТВО-Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.
При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.
Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.
СТРОПТИВОСТЬ. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
СВОЕВОЛИЕ-Ребенок хочет делать все сам, даже если не умеет.
Протест-бунт-Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны» с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Выливается в частые ссоры с родителями.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ- Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное
ДЕСПОТИЗМ-Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания.
Ревность к братьям и сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Кто главнее всех на свете?
Ну, конечно, наши дети!
Наша жизнь они и счастье,
Солнце ясное в ненастье!
Дождик наш среди жары,
Морось нежной теплоты,
Масса чувств: любви, удачи,
Ну и нежности в придачу!
Кто из них послаще будет?
И кого мы больше любим?
Есть ответ на все вопросы:
Это ж дети наши просто!
Наши ягодки, конфетки,
Наши солнечные детки,
Никого любимей нет —
Вам открою я секрет!
Кто главнее всех на свете?!
Без зазоринки в ответе
Всем шепну я на планете:
Ну, конечно, НАШИ дети!!!