Воспитание в ребенке любви к порядку и опрятности, прилежания, должно происходить исключительно в игровой форме по крайней мере, пока он находится в раннем детстве или дошкольном возрасте. Психологи и педагоги сходятся во мнении о том, что убеждение и беседа как методы приучения к аккуратности, эффективны только у детей 7 лет и старше.

Начинать приучать ребенка к чистоте и порядку нужно еще с грудного возраста. Поиграли, мама взяла малыша 6-8 месяцев на ручки и сказала: «А теперь разложим игрушечки по местам». Во время утреннего туалета, одевания на прогулку, вечернего купания необходимо говорить ребенку, как же хорошо быть чистеньким и аккуратненьким . Малышу важно чувствовать мамину эмоцию.

У ребенка 1-3 лет посильные мероприятия по наведению чистоты, выполнение правил личной гигиены должны быть внесены в распорядок дня. Чистку зубов, складывание посуды в раковину после еды, уборка игрушек по местам перед сном должны восприниматься малышом как само собой разумеющееся. С дочкой или сыном в раннем детстве родителям важно быть терпеливыми. Понятно, что после того, как двухлетка провозится с тряпочкой для пыли, деревянные поверхности могут выглядеть еще хуже, чем до «уборки», и маме придется все переделывать. Но фраза «Лучше сделать все самому» не имеет права вырываться из уст родителей.

Дошкольник уже должен иметь свои обязанности по дому. Например, вытирать посуду, протирать стол после еды. Уборка детской также на его плечах. Ему пока еще нужны директивы. В этом возрасте ребенок активно играет. Родителям важно отличать игрушки разбросанные от игрушек, задействованных в игре. Даже если во время режиссерской или ролевой игровой деятельности ребенка в комнате, как кажется родителям, беспорядок, нельзя прерывать малыша и заставлять убираться. Игрушки — это игровой инструмент, а не декорации. Они должны задействоваться ребенком, а не стоять на полках. Ребенок обязательно уберет их, когда доиграет.

Порядок в комнате, на рабочем столе, в портфеле и в тетрадках – часть самоорганизации школьника. Протест против аккуратности, часто возникающий в этом возрасте, может быть обусловлен демонстрацией самостоятельности либо элементарным неумением распределять собственное время. Большую роль сейчас играют настойчивость, последовательность родителей.

Входя в переходный возраст, ребенок часто хочет быть не таким, как все. Его представление об индивидуальности не всегда сопоставимо с опрятностью. Резкая смена имиджа часто пугает родителей. Наказывать и запрещать – не выход. Нужно ждать, пока ребенок перерастет кризис, поддержать подростка, пытаться мягко и ненавязчиво подтолкнуть его к тому, что считается общепринятым.

Категория
Работа с родителями