Цели: Использовать приём «вливания одного цвета в другой», при выполнении осенних листьев. Развивать мелкую моторику, самостоятельность. Закреплять знания детей о природе в осенний период времени, о красоте осенних листьев. Воспитывать навыки аккуратности, чувство любви к красоте родной природы.
Материал:
Плотный картон с силуэтами кленовых листьев, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, стихи, осенние листья, физ.минутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках, чтение стихов на осеннюю тему, загадывание загадок, д/и «С какого дерева лист?»
Ход:
Воспитатель читает детям стихотворение:
Зашумела листьями осень золотая,
Закружила листьями, весело играя.
Вот листок березы, вот листок рябины,
Вот листочек тополя, вот листок осины,
А кленовый листок нам под ноги сразу лег.
Воспитатель: Сегодня, ребятки у нас гость. Кто его узнал, как его зовут? (Это кленовый листочек.)
Воспитатель: Кленовый лист во многом ассоциируется у нас с осенью, с ее красотой и неповторимыми красками природы. Какого он цвета? (Кленовые листья бывают разного цвета. Летом они зелёные, а осенью становятся жёлтыми и красными. На что он похож (на корону). По краям листа расположены острые зубчики, а верх напоминает царскую корону.
Сам же лист похож на многоугольник. А как вы думаете, каким образом листик к нам попал?
Воспитатель: Верно. Послушайте сказку, о кленовом листочке.
В один тёплый, весенний день из кленовой почки выглянул маленький листочек. Солнце пригревало всё жарче и жарче и листок, всё смелее выбирался из своей липкой одёжки. И вот, однажды, он освободился из неё совсем, развернулся, а лопнувшая почка упала на землю.
Кленовый листочек огляделся по сторонам. Всё, что он увидел, ему очень понравилось: на ярком голубом небе светило солнце и согревало его, а внезапно приплывшая тучка приятно умыла листок, совсем рядом шелестели его братья и сестры, а соловей пел им чудесные песни…
Вот так, замечательно, жил листок всё лето, крепко держась за свою веточку. И ему казалось, что это будет продолжаться бесконечно. Но он ошибался. Однажды утром он почувствовал, что дождик умыл его более прохладной водой, а солнышко не выглянуло согреть его. На следующее утро повторилось то же самое. Листочку показалось, что он заболел. Его нежное зелёное тельце постепенно становилось желтым и сухим. Вдобавок ко всему, каждый день налетал холодный, сильный ветер, трепал листочек, пытаясь оторвать его от ветки. Листок с ужасом наблюдал, что то же самое происходит с его братьями и сёстрами. А самое страшное было то, что ветер всё чаще побеждал, отрывал от ветки листья и уносил неизвестно куда. Наш отважный листочек сопротивлялся изо всех сил, но однажды не выдержал, оторвался от ветки, и полетел, подгоняемый ветром. Он упал на холодную землю.
- Как холодно и грустно, - с тоской подумал листок.
Но, вдруг, рядом остановилась девочка. Она подняла листочек, бережно разгладила его и понесла домой. Дома она высушила его и положила в коробку, в которой лежали другие, разноцветные, очень красивые листья. Вскоре девочка составила из них в альбоме пестрый гербарий и отнесла его в школу. Листочек был счастлив, потому что каждый, кто открывал альбом, говорил:
- Какая красота! Пусть этот гербарий зимой напоминает нам о жарком лете и золотой осени.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы, листья осины,
Листики тополя, листья рябины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. ( Н. Нищева).
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Собирайте, не ленитесь
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат.
Ветер дунул: 1 , - 2, - 3,
Оторвались от земли
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять
Опустились на земь спать. (А.Тесленко)
Этот метод называется пластилинография.
- На картоне нарисовать контур осеннего листика. Нужно из коричневого пластилина скатать тоненькие колбаски и прикрепить к контуру.
- Затем разноцветные кусочки пластилина наложить на силуэт листика и «вливать» цвет в цвет (невыходя за контур).
- Сгладить (размазать) границы соединения пластилиновых пятен разного цвета пальцами.
- Начинать работу надо от середины к фигурным краям.
- Раскатать короткую тонкую колбаску желтого (коричневого) цвета-это черешок листика.
- Стекой нарисовать прожилки у листика.
- Заключительная часть.
Ребята, давайте полюбуемся, какой замечательный осенний ковер у нас получился. Наш дружочек - кленовый листочек очень рад, что у него появилось много друзей.
Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой – Как хорош ты, лист цветной! (И.Михайлова)