Для осуществления грамотного дистанционного консультирования родителей в детском саду по вопросам воспитания и развития детей необходимо выстроить стройную систему взаимодействия всех участников данной формы просвещения родителей. Сделать это можно поэтапно:

1 этап: Подготовительный (организационный)

  1. Разработка «Плана об использовании дистанционных образовательных технологий и электронного оборудования в режиме дистанционной образовательной, методической и просветительской деятельности педагогов»;
  2. Определение структуры, форм и видов дистанционного консультирования родителей на учебный год в соответствии с особенностями дошкольного образовательного учреждения и реализуемых программ дошкольного образования и программы воспитания. Также необходимо учитывать запрос родителей на наиболее интересующие их темы воспитания и развития детей.

При подготовке информационного материала для родителей необходимо придерживаться следующих принципов трансляции информации для родителей, не обладающих специальными педагогическими и психологическими знаниями:

  • принцип научности материала: использование достоверного материала из педагогических и психологических источников известных педагогов и психологов;
  • принцип доступности понимания материала: при объяснении стараться избегать профессиональных терминов, перефразируя их на доступном родителям языке;
  • принцип восприятия информации во времени: консультации не должны быть длительными по времени, не более 20 минут;
  • принцип системности: групповые консультации должны проводиться с определенной периодичностью в зависимости от выбранного для этой цели Интернет-ресурса.
  • принцип конфиденциальности: при организации индивидуального онлайн-консультирования необходимо соблюдать неразглашение содержания консультации.

2 этап. Основной (этап реализации)

На данном этапе в соответствии с разработанным планом дистанционного консультирования в ДОУ осуществляется непосредственное консультирование. Целесообразно привлекать к данной форме психолого-педагогического просвещения родителей не одного педагога в ДОУ, так как это достаточно трудоемко, а всех педагогов (воспитателей и специалистов), владеющих информационно-коммуникационными технологиями, распределив темы и периодичность на весь учебный год. Таким образом, педагоги в практической деятельности обучаются или повышают свой уровень владения способами и приемами просвещения родителей, что является важной составляющей воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Тематика дистанционных консультаций, также, как и очных определяется в первую очередь запросами самих родителей (законных представителей). Данные запросы могут быть выявлены, в том числе и по средствам опросов, анкетирования, бесед, либо другими способами.

Родителей (законных представителей) необходимо заранее проинформировать о проведении консультации. Кроме объявлений о предстоящей консультации, можно подготовить и вручить или послать им пригласительные открытки, записки с приглашением, возможно использование рассылки в социальных сетях и электронной почте.

Длительность тематических консультаций не должна превышать 15-20 минут. За это время нужно успеть сообщить самое главное, важное в виде советов, рекомендаций. Хорошо, если вы заранее подберете соответствующий текст и составите памятку по теме консультации. Это
позволит родителям (законными представителями) сделать самоанализ, самооценку своей деятельности, личностных качеств, связанных с воспитанием ребенка.

Вот примеры некоторых тем для дистанционных консультаций:

  • «Возрастные особенности ребенка»;
  • «Конструктивные формы взаимодействия с детьми»;  
  • «Речевое программирование как источник психических проблем ребенка
  • «Нравственное воспитание в семье»;  
  • «Профилактика неврозов»;  
  • «Поощрение и наказание в системе воспитания»;  
  • «Формирование адекватной самооценки»,
  • «Кризис трех лет»,
  • «Период перехода от дошкольного к школьному детству».

Ни один из вариантов предоставления информации родителям (законным представителям) с целью оказания консультативной помощи на дистанционном уровне не обладает универсальностью, и этому есть разумное объяснение. 

3 этап. Заключительный (аналитический)

На данном этапе в конце учебного года необходимо провести мониторинг эффективности дистанционного консультирования родителей посредством анкетирования, публичного дистанционного опроса.

Одновременно необходимо выявить запросы родителей на следующий учебный год.  

Также на этом этапе необходимо выявить недостатки и возникшие трудности при организации дистанционного консультирования родителей, проанализировать эти данные и устранить их в дальнейшем.

Интернет-ресурсы, успешно используемые для группового консультирования родителей

  1. Сайты

Сайт ДОУ может активно использоваться для дистанционного консультирования. Однако, большинство сайтов ДОУ имеют ограниченное виртуальное пространство для размещения материала, особенно видео материала.
Обратная связь через сайт образовательной организации не всегда удобна.

  1. Социальные сети. 

Социальные сети: «Вконтакте», «Одноклассники», «Инстаграмм» наиболее популярны у современных молодых родителей. Соответственно, использование этих социальных сетей для дистанционного группового консультирования родителей позволит охватить большее количество
родителей.

Для организации такого консультирования необходимо:

  1. Создать группу (сообщество) или страничку;
  2. Дать интересное, привлекающее внимание запоминающееся название сообществу или страничке;
  3. Выбрать привлекающую внимание картинку – заставку (аватар);
  4. Размещать интересный и полезный материал по определенной теме для родителей в соответствии с планом дистанционного консультирования.

Плюсы социальных сетей:

  • родители – участники группы или странички видят размещенный вами материал в новостях, не заходя в данное сообщество или страничку;
  • если сообщество открытое, то данный материал видят не только родители вашей группы или детского сада, но и друзья этих родителей, при условии, что просмотревший отметил вашу консультацию, как понравившуюся (поставил «лайк»);
  • есть возможность быстрого получения обратной связи в виде вопросов или комментариев, или ответов на вопрос в консультации;
  • есть возможность сохранить консультацию к себе на страничку и пересмотреть ее в любое удобное время.
  • социальные сети позволяют бесплатно размещать подготовленный вами материал.
  • Минусы социальных сетей:
  • информацию в данных сообществах или страничках для консультирования необходимо часто обновлять (размещать новый материал), для того, чтобы эта информация у пользователей появлялась в «новостях»;
  • более возрастные родители или бабушки и дедушки не часто пользуются или состоят в данных социальных сетях.

Получение обратной связи в социальных сетях – не самый лучший способ, но, как оказалось, он стал наиболее эффективным, а для родителей (законных представителей) — наиболее доступным.

Обратная связь обязана быть, ведь без нее не будет происходить движение семьи в сторону решения проблемы. И она должна быть конструктивной, чтобы, задав вопрос, родитель (законный представитель) всегда мог получить исчерпывающую информацию по своей проблеме.

  1.  Ютуб – это крупнейший видео сайт, который также позволяет размещать на специально созданном вами канале консультации в виде видео роликов. Данный сайт не дает возможности разместить другие формы подачи материала, кроме видео ролика.

Виды и формы дистанционного группового консультирования Какие формы наиболее востребованы и не требуют глубоких знаний специальных компьютерных программ? 

Видеолекция необходима, когда педагог хочет донести до родителей специализированную информацию из области педагогики, психологии, логопедии и т.д. Данная информация должна быть строго научная и опираться на достоверные источники.

Структура видеолекции. Видеолекция должна содержать следующие структурные компоненты:
Информационный блок – тема лекции – изображение и краткие сведения о лекторе, наименование образовательного учреждения, год создания.

  • Вступительная часть – приветствие лектора; озвучивание темы,
  • Основная часть – последовательно излагается лекционный материал согласно плану с использованием видеоряда, уместным и логически обоснованным включением видеоизображения лектора. В видеоряд могут быть включены фрагменты фильмов, демонстрационные модели процессов и явлений (натурные, компьютерные, графические, анимационные), фотографии, иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы, цитаты из текста,
  • основные определения и понятия и т.п.
  • Заключительная часть – выводы, рекомендации слушателям после просмотра видеолекции, рекомендуемая литература и интернет-источники для дополнительного изучения темы, заключительная фраза.

Организация видеолекции определяется рациональным распределением времени и пространства экрана. Видеолекция должна быть посвящена одной, сравнительно небольшой по объему теме. Оптимальная продолжительность видеолекции – 20–25 минут, в течение этого времени слушатель активно воспринимает и усваивает информацию. Если видеолекция посвящена большой и сложной теме, то ее следует разбить на отдельные части (видеокасты) с возможностью их повторного просмотра в любом порядке.

Категория
Консультации для педагогов