Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний год перед школой. Слово “школа” почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. 

Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь!

Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребёнка с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими. Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр.


Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка». 

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок». 

Загадай – мы отгадаем. Составление ребёнком загадок-описаний. При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса. 

Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детёнышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберёзовик). Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д. 
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слово, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища - еда-корм - продукты; жилище - дом – квартира - здание; идти – шагать -топать-шлёпать; весёлый – озорной -смешной. Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

Уважаемые родители! 

Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение.

Категория
Работа с родителями
Развитие речи