Как часто мы делаем за ребенка работу, которую он в состоянии выполнить сам? ЧАСТО!!! Особенно в раннем возрасте. А почему??? МЫ боимся опоздать куда-либо! МЫ боимся, что ребенок сломает, порвет, разрисует стены, в конце концов сам покалечится. И еще найдется множество причин этого почему.

Но ведь именно с раннего возраста необходимо приучать ребенка к самообслуживанию, к уборке своих игрушек, к помощи своим родным. Если постоянно отталкивать малыша, искать какие - то причины для того что бы не давать ему выполнять какую-то помощь, или постоянно помогать в самообслуживании. Ребенок обленится и будет считать должным, что все за него делает взрослый!

Что бы малыш захотел трудиться, необходимо сформировать положительное отношение к труду.

Какие методы и приемы я использую в своей работе для того что бы привлечь детей к труду. Конечно почти все методы традиционные, но действенные.

Так с чего же начинается формирование положительного отношения к труду, несомненно с положительного отношения к себе любимому, а точнее с самообслуживания.

Самообслуживание - формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Дети раннего возраста плохо кушают, особенно в адаптационный период. Для того что бы у детей появился стимул аккуратно кушать, а главное употреблять все продукты. Мы проводим встречи с интересными людьми (н-р с поварами - которые показывали, как делаются вкусные и полезные пирожные; со спортсменом –  рассказывал о пользе правильного питания; с танцовщицей бальных танцев – рассказывала о пользе молочных продуктов).  

Одевание и раздевание более сложный процесс, который требует огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Для этого мы используем алгоритмы, по которым дети могут самостоятельно определить, что зачем одевается. Если ребенок оделся вперед остальных обязательно нужно его похвалить, и поощрять попытки детей помогать друг другу. Но если ребенок отказывается в помощи другому, не надо заставлять его, ведь тогда он будет воспринимать это как наказание и стремление одеваться пропадет. 

Обучая детей раннего возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. 

Одним из важных является вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Не многие дети любят трудится, и надо превратить труд в игру, ведь ведущая деятельность дошкольника – игра.

Хозяйственно-бытовой труд не надо навязывать ребенку, малыш любит подражать взрослому, и поэтому проще всего ребенка научить труду через сюжетно-ролевые игры.
Придумывая сюжет вместе с детьми игры могут длится несколько дней, где активно можно использовать протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного белья.

Наблюдения за трудом взрослых и близких людей. Дети наблюдая вливаются в процесс и начинают с удовольствием выполнять поручения.  

Одно из самых не любимых занятий детьми это, конечно, приборка игрушек в группе. Но надо сделать так, чтобы дети думали что игра продолжается устроить соревнование кто больше поставит игрушек на свои места; или придумать сказку про уставшие игрушки; можно использовать прием «вместе» где воспитатель берет руками ребенка и вместе несут на место; ребята очень любят убирать игрушки под музыку, ка бы не убирая игрушки, а кружа в танце посадить на место; использовать те же ролевые игры назначить полицейских и провести расследование почему игрушки не на местах).

Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Труд в природе – активное, посильное участие детей по уходу за комнатными растениями и животными.

Наблюдение и уход за птицами, поделки кормушек, корм для птиц.

Уход за растениями выполняю в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном мире.

Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.
 

Категория
Работа с родителями