Кризис ребенка 3-х лет — это важный этап в развитии ребенка, обозначающий переход на новую ступеньку детства. Если вы увидели, что Ваш ребенок резко изменился, и не в лучшую сторону, то не пугайтесь, а дайте ему почувствовать и насладиться своей самостоятельностью.

Расширяйте права и обязанности ребенка, но в пределах разумного. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек.

Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной, приучили его к тому, что любое его желание — как приказ. И вдруг — что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему — ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность и стремится продемонстрировать свою только что обнаруженную им самостоятельность, независимость от взрослого. Наряду с этим формируется желание быть вместе со взрослым и стать таким, как взрослый.

Этот конфликт желаний и порождает возникновение у ребенка так называемого кризиса трех лет, основные симптомы которого таковы:

  • негативизм - стремление противоречить даже не потому, что реально хочется обратного, а просто для того, чтобы противиться самому предложению, просьбе, требованию извне;
  • упрямство - желание ребенка настаивать на своем, зачастую даже не для того, чтобы получить желаемое, а для того, чтобы увидеть, что с его потребностями считаются;
  • своеволие - гипертрофированная тенденция к самостоятельности, ребенок принимает только то, что придумал и решил он сам;
  • строптивость - общий протест против уже казалось бы принятых и устоявшихся для ребенка правил, норм поведения или режима;
  • обесценивание - резкое неприятие всего любимого и приятного раньше, отказ от привязанностей к дорогим прежде предметам и людям;
  • протест-бунт - этот симптом известный отечественный психолог Л.С. Выготский в своих работах описывал как «состояние войны с окружающими», постоянного конфликта с ними; 

Советы родителям 3-х летнего ребенка:

  1. Радуйтесь, если ребенок сделал что-то сам. Причем искренне и очень конкретно. Не говорите общих фраз, а хвалите за конкретную работу, дело. Например: «Какую высокую пирамидку ты построил!», «Какая ровная линия!». Также критика и замечания, должны быть не обобщенными «Ты непослушный мальчишка!», а очень конкретными, желательно с выражением своих чувств: «Меня огорчает, когда ты раскидываешь еду за столом!». Правило: «Хвалим и критикуем за конкретные дела и поступки, не обобщая и не переводя на личность ребенка»
  2. Утром, собираясь в детский сад, вместо того чтобы подгонять малыша и упрекать его в неумении и медлительности, предложите ему поиграть. Пусть ребенок одевает мишку или зайца, а вы — малыша. Или соревнуйтесь, кто оденется быстрее, между собой! Бунт и капризы в период кризиса ребенка трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло — игру-соревнование, игру-сказку, игру «в семью». Играйте с ребенком, через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым. Правило: «Игра – всему голова!»
  3. В период кризиса 3-х лет ребенок хочет быть самостоятельным. Поощряйте его самостоятельность, и он станет настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, с дедушкой чинить машину или куклу. Правило: «Мне нужен такой помощник, как ты, малыш!»
  4. Вопрос к малышу: «Что и как будем делать?» всегда эффективнее, чем жесткий приказ или навязчивая опека. Тем самым вы научите ребенка выбирать себе занятие, иметь свои желания, вместо того чтобы упрямиться и делать все наоборот. Вы научитесь прислушиваться к ребенку, незаметно подсказывать ему правильное решение. Дети любят, когда к ним обращаются за советом или помощью. Правило: «Давай посоветуемся!»
  5. Несмотря на то, что ребенок очень хочет быть самостоятельным, иногда он теряет границы. И задача родителей, во время кризиса трех лет, конечно расширить их, но тем не менее оставить достаточно четкими, для безопасности самого же ребенка.

Как не странно, не имея четких правил и ограничений, ребенок чувствует себя незащищенным. Необходима абсолютная последовательность: если вы что-то не принимаете, значит, не сдаваться и не потакать ни при каких обстоятельствах, а если что-то разрешили, значит, в другой раз то же самое уже не сможете запретить, потому что у вас не то настроение или нет желания (то, что нельзя - всегда нельзя, то, что можно - можно всегда).

Внутри означенных границ ребенок должен иметь возможность действовать с определенной степенью свободы, он должен выбирать, получать опыт, пробуя, исследуя, ошибаясь и, напротив, получая положительные результаты, достигая чего-то сам.

Правило: «Последовательность и границы – облегчают жизнь самому ребенку!»

Как НЕ надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3-х лет:

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности;
  • Говорить «да», когда необходимо твердое «нет»; 
  • Потакать любому желанию ребенка, даже если оно притиворечит Вашему собственному; 
  • Пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что это важный этап в развитии ребенка, и он, и вы в состоянии его преодолеть; 

Приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления: потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем — это приведет или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Категория
Работа с родителями