Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь ребенка. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.
Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детей: «Я не знаю, я не умею». Ребенку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящий вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.
Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У дошкольников мыслительные операции связанны с конкретным наглядным материалом и действиями с этим материалом.
Постепенно появляется способность оперировать не самими предметами, а их образами.
Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой абстрактно- понятийного мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.
Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребенок сам ищет наиболее рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.