Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться  с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением,  обобщением) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь ребенка. Создавайте ситуации, которые побуждают  к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами;  это может привести к лености мысли.

Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детей: «Я не знаю, я не умею». Ребенку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящий вопрос,  наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления.  У дошкольников  мыслительные операции  связанны с конкретным наглядным материалом и действиями  с этим материалом.

Постепенно появляется способность  оперировать  не самими предметами, а их образами.

Высшей формой развития мышления  является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой абстрактно- понятийного мышления служит высокий уровень речевого развития.  Именно к этому и должны стремиться  вы в ваших занятиях  с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребенок сам ищет наиболее рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Категория
Работа с родителями