Правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность и привычная домашняя обстановка диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Опасных ситуаций очень много, они складываются для каждого индивидуально. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, и главной задачей воспитателя и родителей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым, уметь действовать в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей. Не всегда это получается, и задача педагогов и семьи состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Целью работы в этом направлении должно является осознание детьми общей логики безопасности, умение предвидеть опасные ситуации и по возможности избежать их, а также правильно действовать в случае их возникновения. С дошкольного возраста у детей необходимо воспитывать самодисциплину и осторожность при пребывании их на улице, на природе и т. д.
Для того чтобы работа была продуктивной, разнообразной и доступной для понимания детей, нужно использовать разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры и превращать каждое занятие в интересную игру.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, можно проводить прогулки по тротуару для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за сигналами светофора и регулировщика. Объяснять детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, обочина, перекресток, рассказывать о правилах дорожного движения. Закреплять с детьми назначение светофора. Дети во время таких занятий и бесед будут учиться различать виды транспортных средств, различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Нужно учить детей ориентироваться в таких понятиях, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также правильно воспринимать скорость движения транспорта и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается. Рассказывать детям о работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Можно дать детям задание нарисовать дорогу от дома до детского сада, изобразить знаки и указатели, которые они встречают на пути, предложить разыграть ряд проблемных ситуаций правильного и неправильного поведения на улице. Рассказать какую-либо ситуацию, которую дети будут оценивать и обосновывать свою оценку в процессе общего обсуждения.
Ненавязчиво направлять обсуждение детей в нужное русло, задавать вопросы, например, «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?». В процессе обучения очень важно не напугать детей улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для них, как беспечность или невнимательность.
Опыт показывает, что наиболее доходчивой формой разъяснения правил дорожного движения детям является игра. Увлекаясь ею, дети усваивают их основные требования. Во время игры они начинают осознавать кто такие водители, регулировщик, у детей возникает уважение к людям этой профессии.
Наряду с профилактикой дорожно-транспортного травматизма, нужно уделять вопросу по изучению правил пожарной безопасности. Вначале проводить предварительную беседу с детьми о работе пожарных. Используя художественные произведения: рассказы Е. Пермяка «От костра до костра», «Огонь - опасная игра»; стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, обучать действиям во время пожара.
Можно познакомить детей с правилами, которые помогут избежать несчастья:
- не играй со спичками и зажигалками - это одна из причин пожара;
- уходя из дома, не забывай выключать электроприборы;
- ни в коем случае не зажигай без взрослых свечи или бенгальские огни.
В случае возникновения пожара, если нет рядом взрослых, обучать действовать следующим образом:
- позвони по телефону «01», чтобы (МЧС) пожарные приняли вызов, сообщи фамилию, адрес, четко объяснить, что и где горит;
- предупреди о пожаре соседей;
- помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи одежду водой, накрой голову мокрой салфеткой, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше;
- ожидая приезда пожарных, старайся сохранить спокойствие, тебя обязательно спасут;
- когда приедут пожарные, выполняй все их указания;
- главное правило при любой опасности - это не поддаваться панике, не терять самообладания.
С помощью игр, решения проблемных ситуаций, закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.
Систематически и последовательно, в доступной форме учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, которые приносят здоровью вред. Объяснять, почему необходимо своевременно обращаться к врачу при простуде, гриппе; учить детей не бояться посещать его. Спрашивать детей, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Учить детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, побуждая сострадать им. Ваша главная задача довести до родителей важность этой темы.
Предложить родителям совместно с детьми разыграть с детьми разные ситуации:
- Взрослый уговаривает пойти ребенка с ним в магазин купить игрушку или конфет, показать что-то интересное;
- Взрослый приглашает ребенка покататься в красивой машине;
- Взрослый угощает конфетой или дарит игрушку;
- Взрослый пытается завести в подъезд или на стройку.
Обучать детей, как следует вести себя в ситуациях насильственного поведения (надо громко кричать, звать на помощь, привлечь внимание взрослых, можно даже укусить за руку, вырываться). Проводить беседу на тему «Чужой стучится в дверь», закрепляю знания детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дом», устраивать минутки безопасности, мини-катастрофы; стремясь не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а обучаю их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.
Учить детей наблюдать и быть внимательными к живой природе. Проводить беседы с детьми о том, как же надо себя вести в лесу, чем может быть опасен лес для человека, как беречь и охранять природу. Знакомить детей с ядовитыми растениями (вороний глаз, волчье лыко, белена) и грибами (мухомор, бледная поганка, ложные опята, используя дидактические игры. В сюжетно-ролевых играх закреплять правила поведения в лесу (не ломать ветки, не разводить костер под деревьями, рядом с муравейником, вести себя тихо, чтобы не нарушить покой лесных обитателей, не оставлять мусор, не уходить далеко от группы в лес, если отстал или потерялся, позвать на помощь).
Также знакомить с детьми с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для них, проводить дидактические игры в этом направлении.
Для формирования адекватного поведения во время экстремальных ситуаций, проводить беседы, наблюдения, игры, занятия. Учить детей, что оказавшись в сложной ситуации, нужно стараться не потерять самообладания.
Также вместе с родителями и детьми проводить развлечения, викторины, КВН, где дети будут закреплять знания о правилах дорожного движения, навыки поведения на улицах города, знания правил пожарной безопасности. Детям нравятся совместные игры с родителями, потому что они стремятся показать свои знания и умения и активизируют своих родителей, приглашая их принимать участие в играх, конкурсах, гордятся, когда их родители отвечают на вопросы. Совместные мероприятия всегда улучшают эмоциональное состояние детей, побуждают их к активности, повышают их желание показать свои знания маме или папе.
Вовремя сделанное замечание может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а родителям самое дорогое - их ребёнка.