Цель: познакомить родителей с понятием «связная речь», ответить на вопросы по развитию связной речи у дошкольников.

Уважаемые родители, хочу привлечь ваше внимание к связной речи детей дошкольного возраста. Вы задавались вопросом: почему ваш ребенок отвечает на вопросы одним словом?; почему рассказ ребенка теряет основную мысль?; почему нет последовательности в историях ребенка?. Давайте подробнее разберем каждый из этих вопросов.

Первый вопрос: Почему ребенок отвечает на вопрос, одним словом? Чаще всего такой вопрос у родителей возникает в дошкольном возрасте, когда их ребенок на фоне других детей начинает выделяться. Это происходит из-за маленького активного и пассивного словарного запаса. Ребенок не знает, какие слова нужно добавить в предложение. А так же причиной таких ответов может быть недостаточный уровень сформированности связной речи, выражающийся в недостатке опыта общения. Возможно, с ребенком мало разговаривали в младшем возрасте, не читали книги и не расширяли кругозор ребенка.  Для того, чтобы ребенок отвечал на вопросы развернутым ответом необходимо, прежде всего, тренировать ребенка речевыми заданиями. 

Например: составлять предложения по сюжетной картине, или по серии сюжетных картин. Можно читать ребенку рассказы наполненные диалогами, проговаривать диалоги. Необходимо дать ребенку опорную таблицу с правильной последовательностью слов в предложении. Если занятия по развитию речи будут систематическими, ребенок быстрее усвоит навык правильного построения развернутого ответа на вопрос. Но самым главным образцом речи остается взрослый. Родители должны следить и стараться правильно, развернуто отвечать на вопросы ребенка, только так, личным примером, можно добиться успехов в обучении своего ребенка.

Второй вопрос: Почему рассказ ребенка теряет основную мысль? Мысль теряется зачастую из-за того, что ребенок не может выделить главное из своего рассказа. Этому тоже необходимо научить своего ребенка. Во первых, нужно читать ребенку небольшие рассказы состоящие из 3-5 предложений и просить ребенка сказать, о чем был рассказ? Следующим этапом будет усложнение задания количеством предложений от 6 до 10. А так же лучше использовать при вычленении основной мысли рассказа зарисовку основного сюжета. Зарисовка может быть схематичная, главное, чтобы ребенок выделил правильно основную мысль. При помощи такого приема, как зарисовка, ребенок не только будет развивать связную речь, но и свои творческие способности, память, мышление, внимание.

Третий вопрос: Почему нет последовательности в историях ребенка? Отсутствие последовательности изложения ребенка очень часто встречается в дошкольном возрасте. Существует мнение у родителей, что ребенок сам способен обучиться всем необходимым навыкам общения и при коммуникации со сверстниками. Но, к сожалению, это глубочайшее заблуждение. Ребенок, находясь в коммуникации со сверстниками, перенимает знания у других детей, но самостоятельно овладеть навыками связного, последовательного пересказа не может, так как дети нуждаются в постоянном обучении со стороны взрослого. Лучше всего для развития у детей чувства последовательности использовать сюжетные картинка.

Составлять по серии сюжетных картинок рассказы, к этим рассказам делать краткий план. Так же можно читать рассказы, сказки и составлять к ним план. При использовании плана, ребенку легче составить последовательный пересказ. Ребенку нужно постоянно, непрерывно уделять внимание, проводить беседы, рассказывать истории, читать, расширять кругозор, для того, чтобы все стороны развития формировались одновременно. При таких условиях, ребенок вырастет полноценной, разносторонне развитой личностью.

Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; обучение связной речи. Для того, чтобы решить все эти задачи, необходимо постоянно, непрерывно, качественно проводить коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста. Родителям, в свою очередь, необходимо следовать всем предписаниям логопеда, правильно выполнять домашние задания, обеспечить комфортный речевой режим в семье, следить за правильным произношением и связностью своей речи. Для детей, взрослый, является основным примером подражания. Воспитывая себя, мы воспитываем детей, об этом нудно помнить.

Будьте внимательны к своим детям, ведь они наше будущее!
 

Категория
Работа с родителями
Развитие речи