Взрослый обращается к ребенку с просьбой, побуждая его к пониманию речи окружающих: найти среди предметов нужный; что – либо сделать (принести, показать, положить, поднять, покормить, постучать, отдать…..). Например: «Покажи, где машина», «Найди книжку», «Подай красный кубик», «Положи большой мяч», «Покажи, где у куклы глазки, носик, ротик» и т.д.
Полезны разнообразные речевые задания: «Повтори слово», «Покажи, как жужжит жук: ж-ж-ж-ж-; шумит пылесос: ш-ш-ш-ш-; течет водичка: с-с-с-с-сс; зудит пчела: з-з-з-з-з-з…..»; словесные поручения: «Подойди к папе и скажи…..», «Подойди к бабушке и попроси…..», « Спроси у дедушки….» и т.д.
Беседа по картинкам
Ребенку предлагают детские книжки – картинки с изображением различных знакомых предметов, простых сюжетов. Взрослый рассказывает, что изображено на них, вовлекает ребенка в рассматривание и описание изображаемого.
Примерные вопросы для беседы:
-Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинке?
-Покажи, где слон, где у него глаза, уши, хобот, рот (другие части тела).
-Скажи, кто еще нарисован на картинке?
-Как кричит петух?
-Какого он цвета?
-Покажи грузовик.
Где у машины кузов, кабина, колеса, руль?
-Куда едет грузовик? Что везет?
-Как сказать, что делает мальчик?
-Почему девочка с зонтом? И т.д.
Можно рассмотреть книжки-загадки. Взрослый зачитывает загадку, а перед ребенком – подсказка-картинка с изображением отгадки.
Рассматривание игрушек – зверюшек
Взрослый показывает игрушки, изображающие животных, и кратко рассказывает о них.
Например:
- Это зайчик, он пушистый, беленький, быстро прыгает: прыг-прыг. Вот у него лапки. У зайчика длинные уши, короткий хвостик. Он очень любит морковку.
- Это козлик. У него есть голова, ноги, хвостик, маленькие, но острые рожки. Козлик умеет бодаться. Он очень любит капусту.