Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем заниматься с ребёнком  следующим образом.

  1. Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).
  3. Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).
  4. Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).
  5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).
  6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).
  7. Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).
  9. Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).
  10. Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).
  12. Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).
  13. Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).
  14. Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).
  15. Предложения.
  16. Скороговорки и чистоговорки. 
  17. Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Памятка для родителей «Методика работы с предложением»

Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.

  1. Составить предложение по сюжетной картинке.
  2. Сосчитать, сколько слов в предложении.
  3. Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.
  4. Закончить начатое предложение по данному образцу.
  5. Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.
  6. Распространить предложения путём увеличения количества слов.
  7. Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).
  8. Составить предложения с определённым словом.
  9. Составить графическую схему предложения.
  10. Придумать предложения по графической схеме.
  11. Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Памятка для родителей «Последовательность работы по автоматизации звуков»

1. Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:

  • Как звенит комар? (З-з-з-з).
  • Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).
  • Как рычит собака? (Р-р-р-р).

2. Автоматизация звука в слогах и словах:

  • открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.
  • включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.
  • автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.
  • автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.

3. Автоматизация звука в предложении.
4. Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.
5. Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.

Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

Приёмы работы:

  1. Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.
  2. Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.

На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный.

Категория
Работа с родителями