Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем заниматься с ребёнком следующим образом.
- Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).
- Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).
- Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).
- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).
- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).
- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).
- Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).
- Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).
- Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).
- Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).
- Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).
- Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).
- Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).
- Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).
- Предложения.
- Скороговорки и чистоговорки.
- Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.
Памятка для родителей «Методика работы с предложением»
Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.
- Составить предложение по сюжетной картинке.
- Сосчитать, сколько слов в предложении.
- Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.
- Закончить начатое предложение по данному образцу.
- Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.
- Распространить предложения путём увеличения количества слов.
- Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).
- Составить предложения с определённым словом.
- Составить графическую схему предложения.
- Придумать предложения по графической схеме.
- Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
Памятка для родителей «Последовательность работы по автоматизации звуков»
1. Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:
- Как звенит комар? (З-з-з-з).
- Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).
- Как рычит собака? (Р-р-р-р).
2. Автоматизация звука в слогах и словах:
- открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.
- включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.
- автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.
- автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.
3. Автоматизация звука в предложении.
4. Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.
5. Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.
Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.
Приёмы работы:
- Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.
- Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.
На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный.