Из поколения в поколение перед семьей и обществом стоит задача – воспитать из ребенка достойного человека. Однако с приходом нового поколения меняется содержание, которое мы вкладываем в слово «достойный». Современная действительность требует воспитания человека волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициативного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения.

Сегодня не каждый родитель согласится с постулатом прежних лет, что хороший ребенок – послушный ребенок. 

В сознании многих родителей изменилось содержание понятия «достойный человек», но при этом не изменилось представление о методах воспитания ребенка. Основными  методами воспитания ребенка остались крики, угрозы, приказы, наказания. Однако современные  дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста.

Мы предлагаем вам пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям. 

Вместо приказа – просьба.

Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором?», а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

Вместо возмущения – активное слушание. 

Если ребенок не выполняет ваши просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас  способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной форме,  при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно».

Вы не  поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие – ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие. Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы один раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше. 

Вместо наказания  и угрозы – поощрение.

Нет более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получить награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с  тобой в кафе – мороженое, в кино, порисуем, пригласим в гости твоего друга и т.п.

Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того, как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем.  Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабят вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием. 

Вместо наказания и угрозы – «время для остывания». 

Можно  отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм – аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитый ребенком.  Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить,  что тайм – ауты не работают, если ребенок с  удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае нужно выделить другое помещение.  По завершении тайм – аута повторите свою просьбу. Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает ребенка  против  взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативным замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше. Есть старинная пословица: «Пожалеть розгу - испортить ребенка», но на сегодняшний день она устарела. Мы осознанно отказываемся от методов воспитания, основанного на страхе и насилии.  Лишь применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем.

Если вы хотите, чтобы ваш «трудный» ребенок стал успешным человеком, способным завоевать этот мир,  найти свое место в нем,  не превратившись  на пути завоевания в жестокого волка, шуструю мышку или серую крысу, тогда начните применять новые методы воспитания и очень скоро вы станете по – настоящему счастливыми педагогами и родителями.
 

Категория
Работа с родителями
Советы психолога