Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России реализуются программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 28.12.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
Конвенция ООН о правах инвалидов.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями осуществляется через центральный вход, который просматривается камерами видеонаблюдения. Вход не оборудован пандусами.
Сотрудники и охранник ДОУ проинструктированы по правилам взаимодействия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации , видеонаблюдением.
Специальные условия питания
Для приготовления пищи для детей в ДОУ имеется пищеблок, который оборудован согласно требованиям СанПиН. ДОУ обеспечивает сбалансированное питание детей, необходимое для нормального роста и развития детей с учетом режима работы ДОУ.
Организовано четырехразовое питание для детей, в соответствии с десятидневным меню.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинская сестра совместно с администрацией несут ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
Ответственность за жизнь и здоровье детей в ДОУ несет руководитель данного учреждения.
Совместно с медицинской сестрой разрабатываются мероприятия и сроки по профилактике детского травматизма:
Совместно с педагогами анализирует данные осмотров детей, помогает воспитателям в случае необходимости установить индивидуальный режим для некоторых детей.
Продумывает меры закаливания в детском саду.
Строго следит за сроками реализации и условиями хранения продуктов, технологии приготовления пищи и брокеража.
Для предотвращения распространения инфекции в детском саду контролирует соблюдения сроков прививок.
В целях предупреждения пищевых отравлений контролирует строгого соблюдения санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке.
Осуществляется контроль за организацией и проведением санпросвет работы среди персонала и родителей.
В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) строго руководствуется Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20» и контролирует его выполнение в коллективе.
Своевременно проводит инструктаж с персоналом по охране жизни и здоровья детей 2 раза в год.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ д/с-к/в № 4 подключено к сети Интернет. Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОО не предусмотрено.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ д/с-к/в № 4 имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи, задержка психического развития).
В ДОУ имеется ноутбук, принтеры, проектор мультимедиа, фото-видео оборудование, музыкальный центр, аудиосистема.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Информация об особенностях оказания услуги дополнительной помощи для инвалидов и других маломобильных граждан
Название ОУ, адрес |
Наличие кнопки вызова |
Телефон |
Предоставление услуг на объекте частично доступно с сопровождением для категории маломобильных граждан |
Информация по доступности |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития детский сад комбинированного вида № 4, Краснодарский край, г. Кропоткин, пер.Желябова, 58
Часы работы: Понедельник — пятница с 7.30 — 18.00 суббота, воскресенье — выходные
|
Не имеется |
|
На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности. |
10-20 м от входа в учреждение имеется.
|
Краснодарский край, г. Кропоткин ул.Социалистическая,10
Часы работы: Понедельник — пятница с 7.30 — 18.00 суббота, воскресенье — выходные |
Не имеется |
Заведующий 8(861-38) 7-20-12 |
На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности. |
10-20 м от входа в учреждение имеется.
|
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеются
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
В МБДОУ функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с ограниченным возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи).
Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Правила этикета при общении с инвалидом
- Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
- Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
- Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
- Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
- Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
- Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
- При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.
- При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
- Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.
- Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.